ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ.....адвокатура в Советской России

Более пятнадцати лет назад принят Федеральный закон « Об адвокатской деятельности и адвокатуре» на территории РФ.С одной стороны это очень мало но с другой стороны достаточно долго-за этот период Российская адвокатура крепко встала на ноги и обращение за юридической помощью к адвокату стало так же обыденно и необходимо как посещение врача. Сознание людей изменилось и каждый понимает, что по сути адвокатура сегодня это единственно действенный институт нашего общества ,который может реально ,повторяю реально, в отличии например от правозащитных организаций, защитить человека от государства. Путь который прошла отечественная адвокатура весьма тернист и долог ,а потому моя статья посвящена именно этой теме.

           Развитие юридической помощи в России после 1917 года связано с изданием Декрета №1 «О Суде» от 22 ноября 1917 года.,где защитник был допущен к участию в предварительном следствии по всем уголовным делам. Профессиональная  адвокатура ,была по сути дела ликвидирована. Так ,интересы личности в суде мог представлять любой обладающий гражданскими правами неопороченный гражданин. Тем самым к адвокатской деятельности были допущены лица не обладающие юридическими знаниями.

            Декретом №2 от 7марта 1918 года при Советах рабочих,  солдатских и казачьих депутатов были образованы коллегии правозаступников, члены которых избирались и отзывались вышеупомянутыми Советами, на местах им устанавливались ежемесячные оклады заработной платы. Хотя некоторые элементы присяжной адвокатуры в некоторых регионах были сохранены. Так,в Москве была создана система вознаграждений .Клиенты оплачивали услуги через центральную кассу коллегии по установленным расценкам и эти деньги распределялись между членами коллегии в зависимости от количества проведенных дел.

     Дальнейшее свое развитие в РСФСР юридическая помощь получила в Положении о народном суде от 30 ноября 1918 года,которое предусматривало создание коллегий защитников ,обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Защитники рассматривались как должностные лица с установлением определенного размера заработной платы. Клиенты должны были платить за услуги ,но вносить плату надо было на счет Комиссариата юстиции, из бюджета которого предполагалось выплачивать заработную плату. Что характерно, Закон ставил перед защитником задачу содействия суду в наиболее полном освещении обстоятельств дела. Этот нормативный акт запрещал гражданам обращаться за юридической помощью к адвокату лично .Все необходимые прошения и по уголовным и по гражданским делам должны были направляться руководству коллегии или в суд ,и тогда эти инстанции назначали адвоката. Более того ,адвокатам разрешалось выступать по гражданским искам ,только в том случае ,если руководство коллегии признавало иск правомерным.

     Было отмечено значительное сокращение численности адвокатов. Взяв на себя финансирование коллегий, государство стало заинтересованным в их оптимальной численности. В Москве для городской коллегии был установлен предел численности в 200 человек, в то время как в начале 1918 года в нее входило в четыре раза больше членов .За 16 месяцев ,прошедших после Октябрьской революции ,до марта 1919 года ,число адвокатов в Москве сократилось с 3000 до 100 человек.

     Летом 1920 года коллегии обвинителей и защитников были распущены .Им на смену пришли отделы юстиции ,создаваемые в структуре местных органов власти. Их задачей являлось оказание юридической помощи населению. В большинстве дел рассмотренных в этот период ,в качестве защитников выступали консультанты. Во всей стране таких работников насчитывалось не более 650 человек(!!!).Естественно ,что при такой численности адвокатов, граждане фактически были лишены квалифицированной юридической помощи.

     За время Гражданской войны ,в общественном правосознании укрепился подход ,заключавшийся в том, что прямое политическое вмешательство в судебные решения считалось законным- так быть оправданным в грабеже можно было в силу своего рабоче-крестьянского происхождения ,а избежать наказания за кражу в силу того,то преступление было направлено против классового врага пролетариата.

    Летом 1922 года было принято новое Положении о коллегиях защитников. По положению ,коллегии защитников создавались в каждой губернии при губернских судах. Коллегиям была предоставлена более менее значительная автономия Как и до революции делами губернских коллегий должен был  руководить президиум избираемый на определенный  срок, общим собранием. Президиум наделялся ,например такими полномочиями как принимать и исключать членов коллегии ,рассматривать дисциплинарную практику ,организовывать юридические консультации для обслуживания населения. По положению ,адвокат имел право принимать клиентов на дому. Система оплаты так же во многом напоминала дореволюционную .Размер оплаты определялся взаимным соглашением адвоката с доверителем. С лиц ,признанных судом неимущими или малоимущими плата не взималась. Кроме того ,с рабочих государственных предприятий и служащих государственных учреждений плата взималась в соответствии с установленной таксой .С целью контроля за деятельностью членов коллегии со стороны президиума ,положение возлагало на адвоката обязанность представлять подробные отчеты о проведенных делах. Надзор за деятельностью коллегий возлагался на суды, исполкомы и прокуратуры на губернском уровне. Так, исполкомам например ,было предоставлено право наложения вето и признания недействительным решения президиума о приеме нового члена коллегии.

Надо отметить что в тот период времени государство проводило дискриминационную политику в отношении адвокатуры. Например, адвокатам ,как членам свободной профессии не предоставлялось право на бесплатную медицинскую помощь, они были исключены из системы социального страхования ,дети адвокатов не получали бесплатного образования, с адвокатов взимались очень высокие налоги  и например плата за телефон или квартиру всегда была для адвоката выше средней.

Согласно Уголовно-процессуального кодекса РСФСР от 1922-1923 годов,ук участию в производстве расследования защитник не допускался.

Согласно Первому Основному Закону СССР от 31 января 1924 года не закреплял право на юридическую помощь .Следует кстати заметить ,что в этой Конституции ,кроме избирательного ,иные права вообще не прослеживаются.

В начале 1928года  НЭП сменила политика индустриализации и коллективизации страны. Считалось ,что со временем государство и право как таковое, прекратит свое существование .Следствием этой позиции государства явилось сворачивание юридического обучения ,упрощение производства по уголовным делам, что позволило судьям выносить большинство решений вообще без участия гособвинителя и защитника.

Начиная с 1931 года  точка зрения об отмирании государства и права была признана ошибочной и на первый план была поставлена задача укрепления социалистической законности .Правовые нормы должны были заменить  революционное правосознание и стать основной для принятия судебных решений .Формальные процессуальные права граждан были расширены, что в свою очередь привело к возрождению адвокатуры. Задача реформирования адвокатуры сводилась к тому ,чтобы превратить адвоката в работника который бы ЦИТАТА «по советски интерпретировал законы ,ни на минуту не забывая о границах  «революционной законности», по советски разбирался в существе юридических вопросов ,целью своей ставил не интересы клиента ,а укрепление советского общества».

Возможности адвоката в суде были весьма ограничены. Адвокат был вынужден оперировать лишь теми доводами ,которые могли смягчить  вину обвиняемого. По такой модели защиты ,адвокат должен был публично признать вину своего клиента ,если это было установлено «обстоятельствами дела».

В августе 1939 года, было принято новое Положение об адвокатуре в СССР. Это был первый такой закон после1922 года и модель для всех последующих законов  об адвокатской корпорации .Фактически эта модель действовала до начала 21 века. По этому Положению президиум коллегии наделялся  правом определять местоположение и состав консультаций, а так же назначать заведующих. Со времен НЭПа ,адвокатам было позволено одновременно быть чл ном коллегии адвокатов и состоять юрисконсультом  в государственных учреждениях и на предприятиях. Однако новое Положение запрещало адвокату совмещать подобную работу с членством в адвокатуре. 

В начале 60хх годов Положение об адвокатуре  в СССР было заменено республиканскими законами .В РСФСР соответствующий закон был принят 25 июля 1969 года. Согласно УПК от 1960 года ,защитник допускался к участию в предварительном следствии с момента его окончания.

В период действия Положения об адвокатуре от 1980 года, примерно до 1993 года ,адвокатура осуществляла свою деятельность довольно успешно ,конечно же в рамках существовавшего тогда политического режима Работа адвоката в то время была довольно престижной. Средняя заработная плата адвоката в среднем соответствовала  окладу председателя областного суда или соответственно двум –трем оклада советского инженера. При этом адвокаты имели свободный распорядок дня и получали дополнительные материальные благодарности от своих клиентов. Адвокаты, работая с клиентами, вносили гонорары в юридическую консультацию ,а затем после выплаты соответствующих платежей ,получали вознаграждение из кассы. При оказании бесплатной юридической помощи ,адвокаты получали вознаграждение не от государства ,а от своей коллегии. Государство очень тщательно следило  за назначением на управленческие должности корпорации адвокатов. Хотя председателя Президиума и его заместителя формально избирало общее собрание, проходила только нужная государству кандидатура. Например большинство председателей Президиумов коллегий бывшего СССР ,до занятия этой должности вообще не занимались адвокатской деятельностью.

Все познается в сравнении. Так ,изучая и подбирая материал для этой статьи я был поражен тем уровнем юридической безграмотности у людей занимавшихся законотворчеством в то время. Впрочем об этом судить Вам, уважаемые коллеги…

АК№1ВОКА№1

Михайлов Сергей

Нужна консультация?
Перечень юридических услуг, указанных на сайте, не является исчерпывающим. Более подробно о видах оказываемой адвокатом юридической помощи Вы сможете узнать, отправив заявку на консультацию.
Ф.И.О.
Телефон
Вопрос
© Адвокат Сергей Николаевич Михайлов